"Под электрическими облаками" "лишние" люди шляются
Сам не знаю, зачем я решил написать этот постик, может просто от скуки. Или чтобы дать понять некоторым клерикалам, что геймеры не только играют в свои игрушки, но и иногда не чужды высокопарных размышлений.
Других картинок наверно не будет. Лень, да и в картинках дело.
Фильм "
Многое в этом фильмё я не сразу понял, так как позабыл школьную литературную… эээ, формацию что ли, (то есть программу) я читаю теперь фантастику, но вот мои заумные впечатления.
Зачем это воспоминание?? Потому что и сейчас я наверно как-то не так понял замысел режиссера и сценариста фильма "Под электрическими облаками". Конечно, сейчас я уже вооружен и загружен многими знаниями и ассоциациями, но всё равно замысел Германа-младшего для меня остался потёмками. Тем более такого необычного фильма.
Я не буду размышлять о вечном и философском, это будут просто набежавшие мысли во время просмотра фильма.
С началом просмотра фильма меня посетило какое-то странное чувство неприятия, и так не отпускало до конца. То ли я такой глупый и такой зашоренный, то ли фильм слишком уж вычурный. Арт… артистический, только для посвященных, фестивальщиков. Нет, фильм хороший, великолепный, но смотреть его надо не ради просмотра модного арт-хаусного произведения, чтобы потом сказать - "О да, я смотрел этот фильм, ничего-ничего, Герман-младший пошел по стопам своего отца… бла-бла… он продолжает тему "Бумажного Солдата" и "Гаспартума" или как там его…". А посмотреть этот фильм все же стоит ради отдыха от серой обывальщины, чтобы улететь в какой-то призрачный мир отстраненности и воздушных замков, наверно, все же от киномэтра, не особо задумываясь о смысле просматриваемого.
Честно признаюсь, что-то я недопонял в этом фильме, да и не пытался понять. А оно мне надо? Что-то понимать, пускай, критики и другие зрители разбираются в аллюзиях и метафорах, аналогиях модного режиссера-сценариста.
Так что смотреть фильм я начал с некоторым сопротивлением, неприятием происходящего на экране. Я планировал посмотреть его уже на протяжении двух недель, но всё никак руки и внимание не доходили до нового фильмозрелища. И вот когда что-то пошло не так в МВО (в управлении что-то поломалось), я решил все же просмотреть кусочек жизни других людей, и их странные мировоззрения. А то, что они будут странными, я ни капли не сомневался, да-да.
Мои мысли в начале просмотра: Боже, какая-то несусветная чушь, какие-то надуманные проблемы, ну совсем далекие от нашей жизни, какие-то нелепые диалоги и действия героев, бли-иинн, зачем я начал смотреть этот фильм. Но потом я смирился и просто стал смотреть понемножку, даже не понимая, о чем идёт речь. Посмотрев фильм, где-то минут двадцать, я отложил просмотр на другой день, понедельник день тяжелый, и меня уже стало клонить в сон. Плохо то, что фильм идет больше двух часов, я не смог выдержать столько арт-ахинеи. И вообще надо было осмыслить хотя бы небольшой кусок фильма во сне.
Потом я, немного сложив кусочки мозаики, наверно, понял, принял замысел, но всё равно не понял, для чего снимался этот фильм, и что хотел сказать Герман-младший. Просто зарисовки из жизни русской богемы, лишних людей? Или режиссер хотел что-то сказать устами героев фильма? Поднять некие проблемы смысла жизни, как не быть лишним в этой жизни. Я остался в неполном понимании, ну зато посмотрел что-то отвлеченное, отвлекся от серой обыденности, своих проблем. Может в этом и есть цель искусства, в том числе и кино?
Если придираться к сюжету картины и вообще к смыслу происходящего на экране, то можно разнести в пух и прах эту артистическую кинопостройку, а если просто так, посмотреть одну сцену, потом другую и дальше, то ничего. Как и говорил, с началом просмотра куда-то улетаешь, уплываешь в своих мыслях, начинаешь думать не о проблемах героев, а о своём.
Это фильм не действия и спецэффектов, это лицезрение и переживание героям, просто какое-то действо по мотивам общекультурности, размышление, тонкие намеки и философствование. Даже рассказать сюжет и смысл фильма не так просто. Потому что каждый зритель поймет этот фильм по-своему.
Нелинейный сюжет из семи новелл, с действием в разное время, камбеками. Некий псевдофутуристичный мир недалекого будущего, а точнее 2017 года, его кусочек со своими правилами, очень похожими на современность. Эти несколько новелл рассказывают о почти общих героях, связанных между собой какими-то нелинейными связями, своими проблемами которые иногда пересекаются…
Действие же этих новелл идёт в разных временах, и хотя в начале каждой новеллы указывается дата, но кто всматривается в субтитры, когда идет такая белиберда (шутка), не сразу понимаешь, в какое время происходит действие. Первая про казахско-таджикско-киргизского гастарбайтера, не знающего русский язык. Вторая про наследников, приехавших из заграницы на всё готовенькое, и их проблемы, третья про человека, ставшего юристом, которому снится прошлое и знакомый из него, каждую ночь или каждый сон. Четвертая про экскурсовода, но кандидата наук, который стесняется своей работы. Пятая про наркоманов-бомжей и попытку спасти заложницу. Шестая про архитектора, вернее про двух архитекторов, которые готовы и не готовы поступиться своими принципами. Седьмая про Хозяйку и собравшихся вокруг неё людей.
Герои каждой новеллы встречаются с героями других историй, и всё это складывается в ажурную вязь смыслов и цепочек последствий и поступков, встреч и расставаний. И в конце сюжета многие герои встречаются, и выходит, что многие поступки одних героев стали причиной бед и радостей других героев.
Таков наверно смысл этого фильма, но надо многое додумывать, собирать резко оборванные связи и складывать соединять цепочки событий. От чего я уже отвык.
Диалоги в фильме немного надуманные, театральные: герои не общаются, они выражают свои мысли, которые казалось бы, неинтересны никому кроме их самих себя. Всё ситуации в фильме отдают театральностью. Если не принять их, как постановку на некой киносцене, то они выглядят довольно неубедительно.
Образы фильма
Электрические облака, под ними внешне имеется в виду реклама, проецируемая на сумрачное небо, на туман. И то этот образ промелькнул только в первой новелле. Хотя и грозовые облака и "облака" интернета, тоже подойдут.
По-моему, главным образом фильма является недостроенный гигантоманский дом, вокруг которого шляются герои фильма, и он как бы на что-то намекает. На ненужность человеческих амбиций?
И это необычные лица, видимо, специально подобранные в картотеках или на улице, но я скажу, что фильм больно серый, несмотря на подброшенные, лезущие в глаза необычные образы. Собраны необычные люди на блюде, нигилисты и просто потерянные люди. Проблема "лишних людей" русской литературы, вот, я её не помню, не понимаю, в чем она заключается, ну не хожу я по театрам, да и по кинотеатрам.
Это и российская неустроенность (хотя нормальные люди вполне себе нормально устроились в России, а вы просто не можете, голытьба) и поэтому вопросы отбытия из отечества-совка. Уголовное наследие богатства многих нынешних богатых людей, и нате вам, следователь и расследование остатков дел отца наследников.
Показана некая арт-тусовка, хм, тут подумаешь, а не снят ли фильм для таких же бомондщиков? И скульптуры, представленные на ней – это смесь соцреализма и каких-то тутанхамонских абстрактных скульптурных амбиций в стиле Церетели, но только поменьше.
В фильме есть некая предвоенная романтика, пахнущая нью - серебряным веком, но только уже начала 21 века. Мол, скоро война, и все творческие люди… кстати, а что должны были сделать творческие люди?? Ммм, может броситься под эшелоны, уходящие на непонятный фронт, чтобы воскликнуть "Пиииссс нот уор!!!" Или "Все люди братья, а не скоты…"
Но эта тема слабо раскрыта.
Какая-то надвигающая война то ли с внешним врагом, то ли гражданская? Поэтому имеется странная политическая нервозная обстановка: И причем тут президент СССР Горбачёв и его речи??? Некие проблемы, характерные для постперестроечного времени, Поиск на книжных развалах не вышедшей второй части Толкиена… Сименона…. Неужели работа над фильмом так затянулась?? А это просто камбек, я туплю, ха-ха. Да-да, это такой трюк, типа временного смешения, кусков разных эпох. Смешение сна и реальности. На что намекают некоторые сцены. Понял, я не такой уж тупой.
Мрачные облака, туман и слякоть, образ снежного предзимнего города, похожего на Санкт-Петербург, этакая русская готика в стиле Гоголя с переделкой на современный лад, но сдается мне, что это все же была Москва, и это было тогда ещё строящее "парусное" здание ультра нового Бизнес-центра. Или нет, этих храмов Бабла в последнее время по всей стране понатыкано..
Был замечен образ домашнего робота, но что он олицетворяет? Образ технологического будущего или символ постоянства? Пришли другие хозяева, а он так и остался в пустом доме.
А так ли нужна в фильме политика?
И прости хосподи, с..аная политика, совсем ненужная в этом фильме. Если ты человек искусства, то, конечно же, хорошо разбираешься в политике и в том, что нужно твоей стране!!!
Мне не понравился некий политический подтекст, ох мать вас етить за ногу… господа искусствоведы-политологи, давай вали всё в кучу - Ленин, Горбачев, герой путча, Солженицын, демо… демократья… демократия… борцы за светлое справедливое будущее. А тут ещё война или страна перед войной. Я не против показа русской, простите, российской современной политической системы, но как будто всё это выставлено напоказ, вот господа члены жюри кинофестиваля, вот вам любимая тема борьбы русских диссидентов, творческих людей русской культуры против власти. Белые ленточки и красные… что там было? Ах, галстуки…
Ну почему нельзя обойтись без политики? Без педалирования этой темы? Почему не показать просто русскую душу, проблемы русского жития, но нет, обязательно надо вляпаться в политику, ну, конечно, без этого не будет приза каннского, берлинского (миланского? ммм, венецианского?) и прочих фестивалей-берлиналей. Тьфу, на вас, творческие люди.
Есть идея борьбы и забастовки творческих людей против решений властей. По крайней мере, их части. Вопрос нехотения или неумения быть кем-то другим, привычный для русских синдром неудачника? Как иногда обзывают на Западе это нежелание русских что-то менять в своей жизни, русское «авось».
Герои и лица:
Гастарбайтер, пара наследников, экскурсовод кандидат наук - один из героев путча, и наркоман так-так, девочка, мальчик ну и другие тятеньки и тётеньки.
И странный герой в исполнении Луи Франка, необычное у него лицо. Актеры подобраны, как будто на подбор, запоминающиеся и довольно своеобразные. Такие лица на улице не встретишь.
Только в одну из новелл из "Улиц разбитых Фонарей" пришла знакомая актриса Анастасия Мельникова, и сыграла очень хорошо. Ну и Чулпан Хаматова в роли парня-наркомана… о-го-го. В фильме есть кусочек про Украину, маа-аленький намёк. Его трудно заметить, но он есть.
Последнее слово
К концу фильма авторский сюрреализм нагнетается, не знаю зачем, но видимо так надо. Ты просто начинаешь понимать, что всё это авторский бред и всё это надоедает. Ну, по крайней мере, мне надоело, это мои впечатления, я в конце просто смотрел остеклевшими глазками на всю эту вакханалию смыслов.
Фильм к концу стал более понятным, но я смотрел последнюю новеллу уже в отупении. Только песня Шевчука скрасила концовку, хэппи-эндную и нелогичную, хотя может и правильную.
Я не скажу, что это плохой фильм и… что я пожалел, что его посмотрел, просто я далек от мира искусства, ну простое рабочее быдло. Наверно. И поэтому я не сразу понял, о чем этот фильм.
Вот беда-то, сюжет фильма отрывочный, и если помнить там Достоевского или Чехова, то конечно, адназначно, ты всё поймешь. Надо иметь привычку смотреть такие фильмы, или не шароё… шарошить поверхности целый день и не приходить домой отупевшим. А так, например, утром встал, съел овсянку или что там с йогуртом кефиром, прогуляться… посидеть на лавочке или в мягких креслах фойе с такими же болтунами, поп.. погутарить о литературе-искусстве, потом пойти домой, съесть обед, потом почитать газетку или журнал… сходить в магазин, после чего, скажем, помузицировать, ну хотя бы на нервах своей законной половинке… опять, чтобы пожр… прсте отведать явства в столовой-ресторане, и уже вечером посмотреть этот фильм. Вот тогда наверно он будет сразу понят. Но нам этого не дано, увы. Мии… тупые, ага, пытающие все же влезть в мир искусства на худой конец, арт-хауса. Короче, надо иметь ясные и натренированные мозги для понимания сюжета фильмеца. Но что-то было понято и это хорошо.
Жестокость и доброта в одном флаконе под названием арт-хаусная драма. Нельзя сказать, что это светлая сказка, посмотреть можно.
Говорят, надо посмотреть фильм Германа-старшего, эту чернуху про Юмату… как там… забыл, ну по Стругацким. Но нет желания, да и многие хулят его.
P.S. Почему-то чем больше ты сокращаешь текст, тем больше он разрастается. Ну почему же? В общем, это мои личные впечатления не кинокритика, а просто зрителя.